Как научиться хорошо говорить?

Прежде чем ответить на этот вопрос, задам другой: «А что нужно делать, чтобы научиться плавать?»

  • Заметьте, страх воды есть у многих людей, так же, как и страх публичных выступлений.

Есть люди, которые научились плавать.

  • И уже воды боятся меньше, или совсем не боятся. Есть люди, которые так и не научились плавать.

Так как же учатся плавать?

  • Я привожу этот пример специально, потому что обучение риторики похоже на обучение плаванью.

Чтобы научиться плавать – нужны соответствующие условия: вода, небольшая глубина, чтобы не бояться утонуть, и желание. Конечно же, есть любители забросить ученика сразу на глубину: захочет выжить – выплывет. Но такой экстрим может научить выступать плавать, а может еще больше испугать ученика.

  • Это не наш метод!

На небольшой глубине можно отрабатывать отдельно движения руками.

  • Кому небольшая глубина – по пояс, кому – по колено.

Потом движения руками. При поддержке тренера. Важно – просто лечь на воду и почувствовать, что вода держит, пусть немного, но держит сама. И достаточно нескольких гребков руками или ногами, чтобы поддерживать себя в воде.

  • Когда же человек посчитает, что уже поплыл? – Тот момент, когда его уже никто не держит, и нет под ногами дна, он сам себя держит. Этот момент и есть первое ощущение: «Поплыл!». Далее первый навык закрепляют. Сначала заплыв на один метр. Потом десять. Потом…

Чтобы улучшить навык – добавляют новые упражнения. Оттачивают технику.

Так же и с публичными выступлениями.

Сначала нужна «небольшая глубина» – несколько человек аудитории, в дружеской обстановке. Перед этими людьми – первые «заплывы»: короткие выступления. Отдельно отрабатывать зрительный контакт, отдельно паузы, отдельно жесты. Потом все соединяется в одну речь.

  • Лучшим “бассейном” является тренинг.

Сначала речь перед одним человеком, потом перед двумя-тремя. Позже – перед группой в 10 человек. При такой тренировке страх выступлений минимальный. Волнение небольшое, хоть и присутствует.

  • Волнение уменьшается, а уверенность  увеличивается.

Спустя врямя, обычный ученик становится оратором. Его выступления становятся все более уверенными. Отдельные техники (взгляд, паузы, интонации) отрабатываются в парах, попеременно, где каждый выступает и тренером, и учеником.

Спустя время, уже освоив все техники, уверенно держась “на воде мелкого бассейна” – можно выплывать на “большую глубину”. Но и там сначала “не заплывать за буйки”.

Итак, обучение публичным выступлениям – подобно обучению плаванию.

  • Только очень важно подобрать для этого хорошего тренера и доброжелательную тренинговую группу.