Оратор

Кто такой оратор? Кто оратором является, а кто нет?

Оратор
Кто такой оратор? Чем он отличается от выступающего?

Можно ли оратором назвать любого выступающего?

Пример. Представьте, преподаватель читает лекцию студентам. Его слушает несколько человек с первого ряда, еще часть студентов делают вид, что конспектируют, остальные — занимаются кто чем хочет. Не придуманная ситуация? Такое ведь бывает, и часто.

Почему этого преподавателя мы не назовем оратором?

Потому что, если бы он был оратором – его бы слушали все! Оратор видел бы всех, включая тех, кто делает вид, что конспектирует, но занимается другими делами. Оратор привлек бы внимание к себе.

Другой пример. Собрание (профсоюзное), докладчик читает с листочка очень красивые слова, написанные умным человеком. В зале царит скука, все ждут окончания доклада.

Это ведь тоже не оратор?

Оратор не читал бы с листа. А, если бы и читал – то это было бы незаметно. Оратор проследил бы, чтобы в зале не было скуки. На то он и оратор.

Я бы еще приводил бы примеры, но, думаю, достаточно. И здесь зависит не так от речи или от аудитории. Зависит от самого выступающего, оратор ли он.

А чем отличается оратор от выступающего?

Оратор
Оратор – это не только жесты, голос, взгляд…

Тем же, чем мастер отличается от дилетанта.

Каждый из нас готовил на кухне, но не каждого мы называем поваром или кондитером.

Выступающий может знать все об ораторском искусстве, но это не сделает его оратором, как не сделает кулинаром того, кто прочитал кулинарную книгу.

Кондитером мы назовем того человека, который умеет делать вкусные торты.

А не того, кто надел фартук и поварской колпак.

Оратором мы назовем человека, умеющего делать вкусную речь. Приятную и для слуха, и для глаз, и для ума.

Что нужно сделать, чтобы стать оратором?

Обучиться риторике. Освоить ораторское искусство.

Так?

И научиться выступать.

Какой он, оратор?

Оратор всех видит. Всех, даже если в зале очень много человек.

Оратор всех чувствует. Кто как относится к речи: кому речь нравится, кому не очень, кому совсем не нравится.

Оратор привлекает внимание. К себе. К теме выступления. Усиливает и ослабляет это внимание.

Оратор следит за восприятием речи. Замедляет ее или убыстряет.

Оратор говорит ясно и понятно. И слушатели не только понимают эту речь, но и запоминают, в виде слов или образов.

С оратором не скучно. Никто не замечает, как проходит время.

Смотреть на оратора – удовольствие. Потому что сам оратор получает от выступления удовольствие.

Как же стать оратором?

Есть такая наука, которая называется риторикой. Но, как и любая наука, риторика – скучна. По книге ее выучить сложно.

Как цветы и ботаника.

Ботаника – тоже сухая и скучная наука. А выращивание цветов – увлекательнейшее занятие. Юные цветоводы выращивают цветы без ботаники, но если появляются проблемы – тут же обращаются к науке. И только тогда ботаника становится интересной и полезной.

Выступать можно тоже без риторики. Юные ораторы так и делают. Когда речи лёгкие, а слушатели благодарные – выступать легко даже без особых знаний. Риторика пригождается позже, когда темы выступлений скучные, слушатели нетерпеливые, ответственность большая, права на ошибку нет.

Вот тогда помогает риторика. Ведь такие же самые проблемы изучались ораторами две-три тысячи лет назад. Со времен Цицерона и Демосфена ничего в риторике существенно не изменилось.

Слушатели остались теми же. Немножко умнее и немножко нетерпеливее. Но такими же. Они хотят наслаждения для ума, для слуха и для глаз, как утверждал Цицерон.

Оратор обладает многими навыками.

Математик оперирует цифрами, танцор владеет движениями, художник представляет образы и переносит их на холст…

А оратор?

Оратор представляет свою речь, как она будет произнесена. Оратор ощупывает каждое слово, прежде чем его произнести.

Конечно же, не сразу оратор этим овладевает. Юные ораторы говорят все подряд, не особо задумываясь над словами. Этот навык приходит с опытом. От необходимости говорить так, чтобы слушали.

Оратор не только видит каждого человека, но и чувствует его в этот момент. Этот навык тоже приходит с опытом. Но, жаль, не всем. Без этого чувства сложно управлять аудиторией.

Оратор имеет в своей памяти много рассказанных шуток, притч, историй. И в нужное время они сами приходят на ум, помогая развеселить аудиторию. Это тоже результат практики. Нужно не только читать притчи и анекдоты, но и часто их рассказывать, чтобы они запоминались в состоянии выступления.

Оратор владеет жестами и всеми движениями тела. Как ими владеет танцор. Как ими владеет акробат. Сначала движения изучаются, отрабатываются, доводятся до автоматизма, естественности. Во время выступления оратор уже не думает о своих движениях, и нисколько не сомневается в том, как он выглядит со стороны.

Оратор не выступает – он разговаривает с людьми. Как с лучшими друзьями. Это диалог, даже если в зале тишина. Оратор видит отклик каждого своего слова в глазах, улыбках, кивках… Впрочем, есть и другие невидимые глазу нити, связывающие каждого зрителя с оратором.

Как этому научится?

Юный оратор
Юный оратор осваивает жесты

Только на практике. Выступать, выступать, и еще раз выступать!

И чем раньше начать обучаться – тем лучше!

Совершать ошибки, натыкаться на проблемы. Искать ответы в мудрых книжках или спрашивать у опытных ораторов. И снова – выступать!

Оратору полезно овладеть очень многими навыками.

Некоторые из них явно ораторские: слова, интонации, жесты и другие… Некоторые навыки берут корни из других наук. Оратору полезно знать философию и психологию. Актерское мастерство тоже не помешает. Эрудиция тоже будет большим плюсом.

А как же оратор без здорового и красивого тела? Спорт просто необходим оратору.

Так можно перечислять многие науки, которые будут полезны оратору. И чем больше навыков у оратора – тем лучше он будет выступать.

Но если юный оратор еще не знает все-все и не овладел всеми навыками?

Так появляется стиль оратора. Кто-то основывается на красивых словах, кто-то на красивых жестах. Кто-то выступает только с подготовленными и отрепетированными речами, а кто-то научится думать над словами во время речи, и поэтому может позволить себе полный экспромт.

Но критерием выступления, все же, будут не эти навыки, а реакция людей на речь. Можно уметь не так уж и много, но произвести впечатление на публику. Воспользоваться минимумом навыков, но получить максимальный результат.

Аудитория платит оратору эмоциями, вопросами  и аплодисментами. Не замечается время, проведенное вместе с хорошим оратором.

Со стороны кажется, что выступать очень легко. Так оно и есть. Хорошему оратору выступать легко.

Так же, как хороший художник рисует портрет. Как хороший музыкант играет на инструментах.

Пришла знакомая, села за мой синтезатор сыграла «Лунную сонату». Легко и непринужденно. Казалось бы, что может быть проще? Пальцы скользят по клавишам. После нее попытался я. Почему-то не получилось. Никак. При том, что я знаю ноты и умею играть. Но ведь просто уметь – мало для мастерства.

 С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

↑ Оглавление книги