Ораторами рождаются или становятся?

Да, ораторами рождаются.

Младенец не стесняясь возвещает о себе криком. Каждый день, он сообщает о своих потребностях окружающим через крик. Позже – это уже первые слова: «Агу-агушечки…». Половина из этих «выступлений» – это влияние на публику (привлечение внимания, общение, одобрение или протест). Взрослея, малыш оказывает воздействие на окружающих уже с помощью речи: «Дай, моё, люблю…». В большинстве случаев, дети умеют быть ораторами среди близких и знакомых людей. Но, когда появляется необходимость общаться с незнакомыми людьми, часто срабатывает инстинкт самосохранения, проявляется осторожность (скованные движения), агрессивность к «чуждой» среде (излишнее напряжение), и так далее. Ребенку проще, под любым предлогом, избежать таких публичных выступлений перед «чужими» людьми. И опыт выступлений не закрепляется. Вот и получается, что дети рождаются ораторами, но этот навык не у всех развивается.

Ораторами становятся!

И этот тезис тоже верен. Чтобы стать оратором нужно приложить немало усилий, учиться самому или у тренера.

Можно ли обучиться самому?

Да, можно. Мы многому обучаемся, наблюдая, как это делают другие. В результате многие сами научились плавать, рисовать, танцевать, ездить на коньках и на лыжах. Но чтобы мастерски овладеть этими навыками, полезно пообщаться с мастерами. Так и с ораторским искусством. Первые шаги можно делать самому.
Что нужно делать, чтобы научиться плавать? – Правильно, нужно зайти в воду и плавать на маленькой глубине без риска для здоровья. Так и с риторикой. Начинать лучше с маленьких выступлений перед доброжелательной аудиторией.

Как научиться выступать?

Допустим, именно вы захотели научиться риторике.
Что нужно для того, чтобы научиться хорошо говорить? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я задам вам другой вопрос. А что нужно делать, чтобы научиться бегать? А чтобы быстро бегать? А чтобы бегать еще быстрее?
Я не знаю, как вы ответили. У меня рождается такой ответ: «Чтобы научиться бегать – нужно бегать! Чтобы научиться бегать быстрее – нужно бегать быстрее!»
Сначала разберёмся с тем, что у вас уже есть, что вы, наверняка, умеете:

  • говорить (родители научили и в школе закрепили)
  • что-то говорить (иначе бы вы не говорили вовсе)
  • держаться перед людьми (кому-то вы это рассказывали)

Ура! Этого уже достаточно. Можете возразить, что все вышеперечисленное вы делаете плохо. Хорошо! Ключевое слово: «делаете». Мое мнение: «Хуже, чем вы уже говорите, у вас не получится». Это ваше естественное положение, честное по отношению к себе и окружающим. Говорите так, как уже умеете, но главное – говорите. Используйте любую возможность, любых людей – и говорите. Если вы используете умную маску и мудро молчите, создавая вид компетентного человека – то вы себя развиваете, как слушателя. А в плане ораторства топчетесь на месте, успешно обманывая себя, что так лучше.
В вашем окружении, наверняка, есть люди, умеющие и любящие говорить. Как они такими стали? В любой компании людей наступает момент, когда неловкое молчание необходимо нарушить разговором small-talk

Почитать, что такое small-talk

И этот кто-то, кто начинает говорить, в последствии становится хорошим рассказчиком. И каждый раз, год за годом этот человек, всё больше и больше практикуясь, развивается в умении говорить перед людьми.
Вам это доступно? Да. Используйте любую ситуацию и говорите. С родственниками, друзьями, любимыми и на работе. Чтобы научиться говорить – нужно говорить. И не важничайте. Говорите, как умеете, а не «как по-круче».

Как избавиться от волнения?
Уважаю Евгения Гришковца, который сказал: «Волнующийся артист на сцене это сегодня такая редкость. Волнение всегда говорит о том, что человек не бессовестно относится к тому, что делает.
Избавляться от волнения не нужно. Именно это волнение помогает активизировать мышление и заставляет организм работать артистичнее. Для многих ораторов это своеобразный допинг и источник удовольствия. Приведу изречение Д.Карнеги:
«Вы хотите избавиться от страха перед аудиторией? Давайте посмотрим, чем он вызывается.
Страх порождается невежеством и неуверенностью. Говоря другими словами, страх является следствием недостатка уверенности в себе.
А чем вызывается последний? Он представляет собой следствие вашего незнания того, что вы действительно можете сделать. А это незнание в свою очередь вызывается недостатком опыта. Когда у вас за плечами будет багаж успешного опыта, ваши страхи исчезнут; они растают, подобно туману под лучами июльского солнца. Несомненно одно: чтобы научиться плавать, надо броситься в воду.»

О страхе
Одной из главных причин страха, как такового, является отсутствие информации в подсознании. То есть, информации ровно ноль. Или почти ноль.
• Пример. Когда заходишь в тёмную комнату, и ничего не видишь, то есть имеешь ноль зрительной информации, то страшно. Ничего не видно – поэтому и страшно. А если еще и ничего не слышно – еще страшнее. Знаете ли, такая звенящая тишина. Жуть. А если это комната не ваша, или это вовсе не комната?
Это отсутствие информации заполняется чем угодно нехорошим. Воображение начинает дорисовывать ужасные картины из всего того, чего вы боитесь.
И подсознание заполняется информацией. Но какой? Если вы боитесь монстров, то в темноте Вам покажутся страшные монстры. Если вы боитесь насилия – сзади вы почувствуете чье-то приближение. Если… Сами догадались, чем это можно продолжить.
Но как только появляется изображение, уже не страшно. Уже видно. Но, только при условии, что это увиденное Вам известно и понятно. А если не известно, то есть опять нет информации, то страх продолжается. Или даже усиливается.
А касательно ораторского искусства? Если вы никогда не выступали перед большой аудиторией, то у Вас об этом действии информации почти ноль. Вы не знаете, вернее ваше подсознание не ведает, что делать в такой чрезвычайной ситуации, и от этого находится в сильном напряжении, ожидая ежесекундно какой-нибудь неприятности. «Доброе» воображение выкладывает все наихудшие предположения в черно-грязных тонах. Хочется спрятаться или убежать. А вот выступать не хочется.

Как преодолевать страх?

...Он кричит и тучи слышат радость в смелом крике птицы...
…Он кричит и тучи слышат радость в смелом крике птицы…

Первое. Не допускайте пессимистичных и негативных мыслей.
А именно. Перестаньте бесплодно переживать! Займитесь делом. Например, репетицией. И если, все же, просачиваются негативные мысли, не нужно их смаковать во всех спектрах вашего воображения.
Второе. Заполните воображение радостными и удачными картинками.
А именно. Представьте, ваше выступление пройдет очень успешно. Что Вам будут аплодировать! Представьте это зрительно, в ярких красках. Представьте зрительный зал, восхищенных людей, слушающих Вас, услышьте их аплодисменты. Представьте себя со стороны, себя, выступающего красиво и уверенно.
Далее. Страх выступления. Когда он появляется? Перед выступлением. Еще ничего не произошло, а страх появляется, потому что мы моделируем будущее. Страх – в будущем. Когда мы думаем о том, что может случиться. Перебирая при этом, конечно, самые худшие варианты.
Страх может жить и в прошлом, когда мы вспоминаем все неудачи по поводу наших выступлений. Если, конечно, таковой опыт существует.
Но есть ли страх в настоящем? В настоящем страха фактически нет.
Третье. Перестаньте беспокоиться о будущем, которого еще нет, и вспоминать прошлое, которого уже нет. А займитесь делом настоящим. А если Вам и захочется подумать о том, что будет – допускайте только оптимистичные предположения. Мысли об удаче приносят удачу!
Четвертое. Сделайте каждую деталь выступления знакомой Вам.
Ведь страх – это отсутствие информации в подсознании, отсутствие опыта.
Что конкретно сделать? Нужно познакомиться со своей речью, прорепетировать, почувствовать ее. Полезно это записать на видео и посмотреть. Можно несколько раз, пока Вы не привыкнете к своей речи. Далее. Полезно познакомиться с залом, до выступления, зайти в него, постоять, привыкнуть. Репетировать, конечно, лучше в нем, если это возможно. Нужно узнать, кто будет присутствовать. Идеальный вариант, если Вы с этими людьми познакомитесь заранее, поговорите. Но это идеальный. В реальности, как получится, но по максимуму ознакомьтесь с вашими слушателями заранее. Следующее, пригласите и посадите в зал максимальное количество, какое возможно, известных Вам людей. И пусть эти люди успокаивают ваше испуганное подсознание. Заранее подготовьте вопросы, которые Вам зададут, и заранее придумайте на них ответы. И, если Вы так сделаете, что каждая деталь вашего выступления будет Вам известна – подсознанию не о чем будет переживать! Все будет заранее знакомо. А значит, и волнение будет минимальным.
Все же, такой идеальное выступление возможно не всегда. Есть ситуации, когда нужно выступать экспромтом, толком не представляя своей речи, не зная своей аудитории.
А еще бывает, что страх уже просочился в подсознание, неожиданно нагрянул. Прямо перед выступлением. Внутреннее состояние меняется, мало контролируется, появляется скованность. И полезно знать, что же в таких ситуациях делать, как себя вести.

О пользе ошибок
Рассмотрим одну из причин волнения перед аудиторией: боязнь сделать ошибку.
У многих людей есть страх, психологический страх, совершить ошибку. Касается он не только выступлений, а и любой деятельности, где есть общественное мнение или возможна критика со стороны. Частично, этот страх есть у большинства людей. Это нормально. Но не нормально зависеть от этого страха.
К ошибкам полезно относиться нормально, как к неотъемлемой части любого обучения. Если Вы учитесь – удачи и ошибки чередуются один к одному. Если Вы не ошибаетесь, значит, делаете что-то уже известное, освоенное. Ошибки полезны и крайне необходимы при обучении. Подчеркиваю, при обучении. Вместе с правильным решением, ошибки более полно дают прочувствовать новый навык. А разрешение себе делать ошибки дают свободу действий, поисков и экспериментов. Тот, кто чаще ошибается, быстрее обучается, чем тот, который старается обойтись без ошибок.
Многие люди, выступая публично, болезненно относятся к своим ошибкам, даже к мелким и незначительным. И это отношение к ошибкам мешает им чувствовать себя уверенно при выступлениях.

Где и с кем учиться ораторскому искусству?
Тренер и философия обучения. Лучше всего – прийти на презентационное занятие и посмотреть на тренера. Он должен понравиться лично вам, это должна быть личность и действительно хороший оратор. Различные регалии (ученые степени, сертификаты, достижения) играют второстепенную роль. Сами знаете, сколько доцентов и профессоров, имея большой педагогический стаж и заслуги, не умеют донести знания студентам.
Практика. Ораторское искусство – практический курс. И чем больше будет в нем практики – тем лучший результата обучения. Каждый час тренингового времени участники должны практиковаться. И это обучение должно приносить результаты тут же, на тренинге.
Целевая аудитория. Лучше всего обучаться в открытых группах, куда приходят люди разные, незнакомые друг другу. Хуже, когда есть знакомые люди, друзья, родственники. Еще хуже – группа из сотрудников одной фирмы. Далее участников можно поделить по возрастам, интересам, ценовой категории. Студентам лучше искать студенческие группы, бизнесменам – бизнес-тренинги и т.д. То же по финансам: стоимость обучения пляшет от смешных сумм до пугающих. Соответственно собирается аудитория людей с определенным достатком и жизненным уровнем. Не стоит ходить на дешевые курсы, но и переплачивать не обязательно.