Публичное выступление и прыжок со скалы

Сидели мы, смотрели, как местные мальчишки прыгают в море с пятиметровой высоты… А самим было страшно. Но… пацаны мелкие прыгают – значит и мы сможем.
Кто-то набрался смелости – и… тоже прыгнул. Смелый, значит. Остальные не рискнули – честно, страшно…
А я пошел по другой стратегии. Нашел поменьше уступ. Метра полтора, для разминки. Пару раз прыгнул оттуда – конечно же, никакого страха. Потом залез повыше – тоже нормально. Потом еще выше. И оттуда прыгнул. Каждый раз – строго вниз головой, разбивая воду руками.
И вот – самый высокий уступ. И прыгнул, головой вниз, и очень красиво зашел в воду. Конечно же, было страшно. Но уже не так сильно. Приемлемо.
🙂
Так и с публичными выступлениями: не нужно прыгать с большой высоты сразу. Полезно постепенно набирать высоту, тренируясь и оттачивая техники. Тогда страшно не будет 🙂
🙂
Но ведь можно сразу выступить перед большой аудиторией? Можно! Ведь и со скалы сразу можно прыгнуть. Но последствия могут быть плачевными и в первом, и во втором случае.

Важность каждого слова

Слова – это лишь символы, это набор звуков.
Слова могут что-то обозначать, но только в том случае, если услышавший их человек переведет эти символы обратно в их изначальный смысл.

  • Для нас имеют смысл только те слова, которые мы знаем. Что подразумевается под словом “шоколад” знают все. А что подразумевается под словом “макрель” знают уже не многие. А что подразумевается под словом “цинерария”?

Живое выступление. ДмитрийКогда мы говорим – мы переводим наши мысли в звуки. И делаем это в надежде, что услышавший человек переведет эти звуки в прежние мысли.

А нам, как ораторам хочется, чтобы нас услышали, чтобы нас поняли. Подумаем, что нужно для этого?

Чтобы передать смысл каждого слова, нужно:

  1. так сказать, чтобы эти слова были отчетливо сказаны;
  2. так сказаны, чтобы они были услышаны, причем, обязательно!
  3. чтобы услышав, слушатель понял смысл сказанного.

Не говорите ненужных слов!

Полезно не говорить ненужных слов. Закрепить за собой образ человека, который взвешивает каждое слово, каждое слово подает как важное. Такого оратора будут слушать. И слушать всю его речь.

В данном случае, полезно держать зрительный контакт,  внимательно следить за всей аудиторией, и обязательно останавливаться, как только кто-то отвлекается. Такая речь с достаточными паузами дисциплинирует аудиторию. Оратора слушают и уважают.

Чтобы обладать такой речью – нужно тренироваться.

Аудитория чувствует, что здесь не бросают слова на ветер.


сайт Школы ораторского мастерства

Риторика

Из разговора:
– С риторикой у тебя уже все впорядке, пора заняться ораторским искусством!
– А разве это не одно и то же?
– Нет! И вот почему…

Риторика и ораторское искусство – похожие по значению слова, но это не одно и то же.
Риторика – это наука. Ораторское искусство, понятно – искусство.

Наука и искусство (как принято считать еще со времен философии Древней Греции) – два способа познания мира.

  • два разных способа, хоть и взаимосвязанных

Наука любит точность. Правила. Обобщения.Ораторское искусство и риторика
Искусство не терпит рамки и шаблоны, ищет исключения в правилах, стремится к частному, а не общему. На то оно и искусство.

  • К примеру, в науке все цветы классифицированы в семейства, роды и виды. В искусстве  не бывает одинаковых цветов даже на одной ветке – каждый цветок по своему красив и неповторим.

В ораторском искусстве нет законов – в риторике есть.
И тому и другому можно обучаться. Есть преподаватели по риторике, а есть тренера по ораторскому искусству.

  • Мне больше нравится, как вы заметили, считаться тренером по ораторскому искусству, нежели по риторике, хотя я досконально знаю и то, и другое.

Риторика

Как уже говорилось, риторика – это такая наука, изучающая воздействие одних людей на других с помощью речи.

  • Речь, имеется в виду, и вербальная, и невербальная.

Это, проще говоря,  наука об ораторском искусстве.  Изучает закономерности. Как написать речь, как ее произнести, куда лучше смотреть, сколько выдерживать паузы и в каких местах, и многое другое…

  • Кроме ораторского искусства, риторика изучает  аргументалистику, теорию прозы и другие способы воздействия посредством речи (устной и письменной).
    Риторика
    Риторика. Письменная подготовка к речи.

     

Риторику, да,  можно изучать и в лекционных залах, под монотонное гудение преподавателя (например, в университете).
Ораторское искусство невозможно учить. Его можно творить… Творить самому, под руководством другого оратора или тренера.

  • Ведь есть самородки, которые не слышали о “законах композиции речи” но блистательно выступают.

Критерием риторики являются знания. Критерием ораторского искусства: опыт, практика и, главное – результат.

  • Есть ораторые, знающие риторику. Они выступают, сухо-технично. Но слушатели не назовут такую речь искусством. Чего не хватает? – Да много чего, прежде всего, творчества, то, что и называется искусством.

Ораторскому искусству не учат на лекциях. Этому обучаются в группах, на тренингах, курсах.

  • И на этих занятиях участники обязательно выступают, выступают много, оттачивают отдельные элементы речи, выполняют развивающие упражнения и… творят, экспериментируют, пробуют… После таких занятий нет одинаковых выступлений, нет одинаковых жестов… Зато есть удовольствие от процесса, радость выступления, гордость собою.

Конечно же, и риторику и ораторское искусство нужно изучать одновременно. Тогда результат придет быстрее и качественне.

  • Знания помагают быстрее осваивать практику. Практика задает новые вопросы и вынуждает обращаться к науке.  И так попеременно.

Ораторское искусство

Что такое ораторское искусство? Публичное выступление? А не публичное выступление является ораторским искусством? А в чем разница между обычной речью и ораторским искусством?

Такие вопросы возникают.

А можно ли обучиться ораторскому искусству самостоятельно? Или же этому нужно обязательно учиться? А любая ли речь оратора является ораторским искусством?

Об этом и поразмышляем.

Ораторское искусство

Это словосочетание состоит из двух важных слов: “ораторское” и “искусство”.

Ораторское искусствоСлово “ораторское” происходит от латинского “oro” — “говорить”. Оратор, в данном смысле, человек, который говорит. Говорить у нас может любой человек, поэтому это слово может относиться к любому говорящему человеку: “Оратор!”. И к Вам тоже.

Значение слова “искусство” подчеркивает, что имеется в виду не обычная речь, а мастерство, “произведение искусства”, продукт творческой деятельности.

  • То есть, ораторское искусство – не обычная речь человека, а нечто другое.

Итого: ораторское искусство – это не простая речь. Как и любое искусство, требует некоторого мастерства. Оратором мы можем назвать любого говорящего человека. Но вот не каждую речь оратора мы назовем ораторским искусством.

Давайте называть вещи своими именами!

Далее. Проведем аналогию ораторского искусства с любым другим видом искусства, например, с искусством живописи.

Зайдите в художественную галлерею. Тысячи картин – и все разные. Реалистические и косо-геометрические, цветные и однотонные, созданные за годы и за нескольно часов… И все это – искусство живописи. И каждый художник – свой стиль, свой взляд, свои правила.

Так и в ораторском искусстве. Каждый оратор может создать свою речь, не похожую на речь других ораторов, но это будет произведением ораторского искусства. Но, согласитесь, не каждая картина – искусство…

Если картина не имеет поклонников, если она не заинтересовала зрителя – ее не повесят на стену. Искусство тогда становится таковым, когда появляется зритель, почитатель, ценитель.

Так и с речью. Если речь не услышали, если слова не задели струны людских сердец – это пустословие.

Но если от слов замер народ, если наступила звенящая тишина, если уши ловят каждое слово, а глаза каждый жест – это говорит оратор, который создает очередной шедевр ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА.

Риторика – это наука об ораторском искусстве. И на эту тему поразмышляем в другой статье.

Как научиться хорошо говорить?

Прежде чем ответить на этот вопрос, задам другой: «А что нужно делать, чтобы научиться плавать?»

  • Заметьте, страх воды есть у многих людей, так же, как и страх публичных выступлений.

Есть люди, которые научились плавать.

  • И уже воды боятся меньше, или совсем не боятся. Есть люди, которые так и не научились плавать.

Так как же учатся плавать?

  • Я привожу этот пример специально, потому что обучение риторики похоже на обучение плаванью.

Чтобы научиться плавать – нужны соответствующие условия: вода, небольшая глубина, чтобы не бояться утонуть, и желание. Конечно же, есть любители забросить ученика сразу на глубину: захочет выжить – выплывет. Но такой экстрим может научить выступать плавать, а может еще больше испугать ученика.

  • Это не наш метод!

На небольшой глубине можно отрабатывать отдельно движения руками.

  • Кому небольшая глубина – по пояс, кому – по колено.

Потом движения руками. При поддержке тренера. Важно – просто лечь на воду и почувствовать, что вода держит, пусть немного, но держит сама. И достаточно нескольких гребков руками или ногами, чтобы поддерживать себя в воде.

  • Когда же человек посчитает, что уже поплыл? – Тот момент, когда его уже никто не держит, и нет под ногами дна, он сам себя держит. Этот момент и есть первое ощущение: «Поплыл!». Далее первый навык закрепляют. Сначала заплыв на один метр. Потом десять. Потом…

Чтобы улучшить навык – добавляют новые упражнения. Оттачивают технику.

Так же и с публичными выступлениями.

Сначала нужна «небольшая глубина» – несколько человек аудитории, в дружеской обстановке. Перед этими людьми – первые «заплывы»: короткие выступления. Отдельно отрабатывать зрительный контакт, отдельно паузы, отдельно жесты. Потом все соединяется в одну речь.

  • Лучшим “бассейном” является тренинг.

Сначала речь перед одним человеком, потом перед двумя-тремя. Позже – перед группой в 10 человек. При такой тренировке страх выступлений минимальный. Волнение небольшое, хоть и присутствует.

  • Волнение уменьшается, а уверенность  увеличивается.

Спустя врямя, обычный ученик становится оратором. Его выступления становятся все более уверенными. Отдельные техники (взгляд, паузы, интонации) отрабатываются в парах, попеременно, где каждый выступает и тренером, и учеником.

Спустя время, уже освоив все техники, уверенно держась “на воде мелкого бассейна” – можно выплывать на “большую глубину”. Но и там сначала “не заплывать за буйки”.

Итак, обучение публичным выступлениям – подобно обучению плаванию.

  • Только очень важно подобрать для этого хорошего тренера и доброжелательную тренинговую группу.

Страх выступлений. И как его преодолеть.

«Я не трус, но я боюсь…»

Сначала несколько предложений о страхе, как таковом.

Одной из (рассматриваются не все причины) главных причин страха, как такового, является отсутствие информации в подсознании. То есть, информации ровно ноль. Или почти ноль.

  • Пример. Когда заходишь в тёмную комнату, и ничего не видишь, то есть, имеешь ноль зрительной информации, то страшно. Ничего не видно – поэтому и страшно. А если еще и ничего не слышно – еще страшнее. Знаете ли, такая звенящая тишина. Жуть. А если это комната не ваша, или это вовсе и не комната?

Это отсутствие информации заполняется чем угодно … (нехорошим).

  • И воображение начинает дорисовывать ужасные картины из всего того, чего вы боитесь

И подсознание заполняется информацией. Но какой? Если вы боитесь монстров, то в темноте Вам покажутся страшные монстры. Если вы боитесь насилия – сзади вы почувствуете чье-то приближение. Если…

  • Сами догадались, чем это можно продолжить.

Но, как только видимость появляется, уже не страшно. Уже, хоть что-то, видно.

  • Но, только при условии, что это увиденное Вам известно и понятно. А если не известно – то есть опять нет информации – то страх продолжается. Или усиливается.

А теперь – касательно ораторского искусства.

Если вы никогда не выступали перед большой аудиторией, то у Вас об этом выступлении информации почти ноль.

  • Вы не знаете, вернее ваше подсознание не ведает, что делать в такой чрезвычайной ситуации. И от этого находится в сильном напряжении, ожидая ежесекундно какой-нибудь неприятности. «Доброе» воображение выкладывает все наихудшие предположения в черно-грязных тонах.

Хочется спрятаться или убежать. А вот выступать не хочется.

  • Знакомо?

Что делать?

Первое. Не допускайте пессимистичных и негативных мыслей.
А именно. Перестаньте бесплодно переживать! Займитесь делом! Например, репетицией. И если, все же, просачиваются негативные мысли, не нужно их смаковать во всех спектрах вашего воображения.

Второе. Заполните воображение радостными и удачными картинками.

А именно. Представьте, ваше выступление пройдет очень успешно. Что Вам будут аплодировать! Представьте это зрительно, в ярких красках. Представьте зрительный зал, восхищенных людей, слушающих Вас, услышьте их аплодисменты. Представьте себя со стороны, себя, выступающего красиво и уверенно.

  • Только не переусердствуйте! Иначе начнете волноваться в другую сторону.

Далее. Страх выступления. Когда он появляется? Перед выступлением. Еще ничего не произошло, а страх появляется, потому что мы моделируем будущее. Страх – в будущем.

Страх может жить и в прошлом, когда мы вспоминаем все неудачи по поводу наших выступлений.

  • Если, конечно, таковой опыт существует.

Но есть ли страх в настоящем? В настоящем страха фактически нет.

Поэтому, третье. Перестаньте беспокоиться о будущем, которого еще нет, и вспоминать прошлое, которого уже нет. А займитесь делом настоящим. А если Вам и захочется подумать о том, что будет – допускайте только оптимистичные предположения.

  • Мысли об удаче – приносят удачу.

Четвертое. Сделайте каждую деталь выступления знакомой Вам.

Ведь страх – это отсутствие информации в подсознании, отсутствие реального опыта.

Что конкретно сделать? Нужно познакомиться со своей речью, прорепетировать, почувствовать ее.

  • Полезно это записать на видео и посмотреть. Можно несколько раз, пока Вы не привыкнете к своей речи.

Полезно познакомиться с залом, до выступления, зайти в него, постоять, привыкнуть. Репетировать, конечно, лучше в нем, если это возможно.

  • Нужно узнать, кто будет присутствовать. Идеальный вариант, если Вы с этими людьми познакомитесь заранее, поговорите. Но это идеальный. В реальности, как получится, но по максимуму ознакомьтесь с вашими слушателями заранее.

Пятое. Знания. Как утверждал Дейл Карнеги: “Страх рождается от невежества”. Отсутсвие знания “как выступать грамотно” дает пищу для множества переживаний. Приобретите эти знания. Один раз выучите азы риторики – и больше не переживайте, “правильно ли вы выступаете”.

=======

(с) Болсунов Олег, материалы к тренингу по “Ораторскому мастерству”

Что делать, если страшно выступать?

А ведь действительно страшно! Я это хорошо помню.

  • С детства слышал фразу “От страха трясутся коленки”. И вот, девятый класс, вечер химии в школе. Я вышел (речь помнил назубок). И вдруг: как затрясутся коленки. И такая крупная дрожь! И мне казалось – вся школа это видит…

Объяснение упражненияДа, страшно.  И что же делать? – научиться!

Конечно же, когда человек не умеет плавать – ему страшно оказаться в воде на глубине. Когда не знаешь элементарных приемов рукопашного боя, страшно пройти мимо подвыпивших подростков. Когда не умеешь держать равновесие – даже велосипед покажется страшным.

А когда уже хорошо владеешь лыжами – хочется горку покруче и подлиннее. Когда владеешь движениями занимаешь место в самом центре дискотеки, с самым лучшим партнером…

Так от чего же страшно выступать? От незнания или от неумения?

Легко ли обучиться ораторскому искусству?

Легко.

Когда-то я сам не умел выступать. Боялся. Долго боялся. И в школе и в институте 🙂

Мне казалось, что выступать – не для меня.

Но жизнь подсказывала, что можно обучиться многому.

В детстве я панически боялся лыж. Мама меня заставляла снова и снова – с плачем я покинул горку и больше не пробовал. Уже после института мастер спорта Ершов Юрий Артемьевич провел со мной пару уроков. С тех пор я обожаю горные лыжи, с удовольствием обучая своих друзей.

Первый мой поход с рюкзаком чуть не закончился утверждением “В первый и в последний раз!!”. Позже я стал одним из лучших руководителей походов, организовал свой турклуб, побеждал в соревнованиях.

А как поздно я научился танцевать. А до этого считал себя безнадежным 🙂 Теперь учу других.

Но ораторское искусство для меня казалось самым тяжелым.  А как оказалось – не сложнее танцев, альпинизма, лыж, коньков, гитары…

Самому обучаться сложно. Без Юрия Артемовича я бы не стал на лыжи. Без Игоря Сахарова я бы не стал писать картины. Без Сергея Слепича не летал бы на параплане… В каждом приобретенном мною навыке присутвовал человек (друг, знакомый) который меня учил.

Не все люди умеют обучать. И найти такого тренера очень полезно!

И мне приятно, что уже более тысячи человек называют меня своим тренером.

Почему полезно обучиться ораторскому искусству, даже если не планируешь выступать публично?

  • Разбор выступленияОраторское мастерство – полезный навык. Достаточно один раз научиться – и пользоваться всю жизнь.

Мы с детства приобретаем много полезных навыков. Некоторые приобретения желаем получить сами, к примеру: плавать, танцевать, играть в волейбол…

Некоторые навыки мы приобретаем под давлением родителей: готовить, стирать, убирать… Спасибо им за это!

Большинство навыков навязывает нам школа. Мы не всегда этому рады, но, все же умеем: писать, считать, вычислять, комбинировать…

  • Что-то навязывает нам жизнь…

Приобретенные навыки не забываются. Попав в воду – мы плывём, даже не думая, как мы это делаем.  Прыгнул на велосипед – и поехал, даже, если в последний раз крутил педали 10 лет назад.

И мы благодарим уже полученные навыки. Один раз научившись – мы пользуемся ими очень часто в  нашей непредсказуемой жизни.

  • Никогда не думал, к примеру, что смогу заработать на умении вязать узлы и лазить по веревкам. Пустое развлечение горным туризмом неожиданно обернулось одним из направлений бизнеса.

Публичные выступления бывают в жизни не так уж и часто. Но бывают. И уметь выступать грамотно – полезный навык.