Публичное выступление и прыжок со скалы

Сидели мы, смотрели, как местные мальчишки прыгают в море с пятиметровой высоты… А самим было страшно. Но… пацаны мелкие прыгают – значит и мы сможем.
Кто-то набрался смелости – и… тоже прыгнул. Смелый, значит. Остальные не рискнули – честно, страшно…
А я пошел по другой стратегии. Нашел поменьше уступ. Метра полтора, для разминки. Пару раз прыгнул оттуда – конечно же, никакого страха. Потом залез повыше – тоже нормально. Потом еще выше. И оттуда прыгнул. Каждый раз – строго вниз головой, разбивая воду руками.
И вот – самый высокий уступ. И прыгнул, головой вниз, и очень красиво зашел в воду. Конечно же, было страшно. Но уже не так сильно. Приемлемо.
🙂
Так и с публичными выступлениями: не нужно прыгать с большой высоты сразу. Полезно постепенно набирать высоту, тренируясь и оттачивая техники. Тогда страшно не будет 🙂
🙂
Но ведь можно сразу выступить перед большой аудиторией? Можно! Ведь и со скалы сразу можно прыгнуть. Но последствия могут быть плачевными и в первом, и во втором случае.

Важность каждого слова

Слова – это лишь символы, это набор звуков.
Слова могут что-то обозначать, но только в том случае, если услышавший их человек переведет эти символы обратно в их изначальный смысл.

  • Для нас имеют смысл только те слова, которые мы знаем. Что подразумевается под словом “шоколад” знают все. А что подразумевается под словом “макрель” знают уже не многие. А что подразумевается под словом “цинерария”?

Живое выступление. ДмитрийКогда мы говорим – мы переводим наши мысли в звуки. И делаем это в надежде, что услышавший человек переведет эти звуки в прежние мысли.

А нам, как ораторам хочется, чтобы нас услышали, чтобы нас поняли. Подумаем, что нужно для этого?

Чтобы передать смысл каждого слова, нужно:

  1. так сказать, чтобы эти слова были отчетливо сказаны;
  2. так сказаны, чтобы они были услышаны, причем, обязательно!
  3. чтобы услышав, слушатель понял смысл сказанного.

Не говорите ненужных слов!

Полезно не говорить ненужных слов. Закрепить за собой образ человека, который взвешивает каждое слово, каждое слово подает как важное. Такого оратора будут слушать. И слушать всю его речь.

В данном случае, полезно держать зрительный контакт,  внимательно следить за всей аудиторией, и обязательно останавливаться, как только кто-то отвлекается. Такая речь с достаточными паузами дисциплинирует аудиторию. Оратора слушают и уважают.

Чтобы обладать такой речью – нужно тренироваться.

Аудитория чувствует, что здесь не бросают слова на ветер.


сайт Школы ораторского мастерства

Риторика

Из разговора:
– С риторикой у тебя уже все впорядке, пора заняться ораторским искусством!
– А разве это не одно и то же?
– Нет! И вот почему…

Риторика и ораторское искусство – похожие по значению слова, но это не одно и то же.
Риторика – это наука. Ораторское искусство, понятно – искусство.

Наука и искусство (как принято считать еще со времен философии Древней Греции) – два способа познания мира.

  • два разных способа, хоть и взаимосвязанных

Наука любит точность. Правила. Обобщения.Ораторское искусство и риторика
Искусство не терпит рамки и шаблоны, ищет исключения в правилах, стремится к частному, а не общему. На то оно и искусство.

  • К примеру, в науке все цветы классифицированы в семейства, роды и виды. В искусстве  не бывает одинаковых цветов даже на одной ветке – каждый цветок по своему красив и неповторим.

В ораторском искусстве нет законов – в риторике есть.
И тому и другому можно обучаться. Есть преподаватели по риторике, а есть тренера по ораторскому искусству.

  • Мне больше нравится, как вы заметили, считаться тренером по ораторскому искусству, нежели по риторике, хотя я досконально знаю и то, и другое.

Риторика

Как уже говорилось, риторика – это такая наука, изучающая воздействие одних людей на других с помощью речи.

  • Речь, имеется в виду, и вербальная, и невербальная.

Это, проще говоря,  наука об ораторском искусстве.  Изучает закономерности. Как написать речь, как ее произнести, куда лучше смотреть, сколько выдерживать паузы и в каких местах, и многое другое…

  • Кроме ораторского искусства, риторика изучает  аргументалистику, теорию прозы и другие способы воздействия посредством речи (устной и письменной).
    Риторика
    Риторика. Письменная подготовка к речи.

     

Риторику, да,  можно изучать и в лекционных залах, под монотонное гудение преподавателя (например, в университете).
Ораторское искусство невозможно учить. Его можно творить… Творить самому, под руководством другого оратора или тренера.

  • Ведь есть самородки, которые не слышали о “законах композиции речи” но блистательно выступают.

Критерием риторики являются знания. Критерием ораторского искусства: опыт, практика и, главное – результат.

  • Есть ораторые, знающие риторику. Они выступают, сухо-технично. Но слушатели не назовут такую речь искусством. Чего не хватает? – Да много чего, прежде всего, творчества, то, что и называется искусством.

Ораторскому искусству не учат на лекциях. Этому обучаются в группах, на тренингах, курсах.

  • И на этих занятиях участники обязательно выступают, выступают много, оттачивают отдельные элементы речи, выполняют развивающие упражнения и… творят, экспериментируют, пробуют… После таких занятий нет одинаковых выступлений, нет одинаковых жестов… Зато есть удовольствие от процесса, радость выступления, гордость собою.

Конечно же, и риторику и ораторское искусство нужно изучать одновременно. Тогда результат придет быстрее и качественне.

  • Знания помагают быстрее осваивать практику. Практика задает новые вопросы и вынуждает обращаться к науке.  И так попеременно.

Ораторское искусство

Что такое ораторское искусство? Публичное выступление? А не публичное выступление является ораторским искусством? А в чем разница между обычной речью и ораторским искусством?

Такие вопросы возникают.

А можно ли обучиться ораторскому искусству самостоятельно? Или же этому нужно обязательно учиться? А любая ли речь оратора является ораторским искусством?

Об этом и поразмышляем.

Ораторское искусство

Это словосочетание состоит из двух важных слов: “ораторское” и “искусство”.

Ораторское искусствоСлово “ораторское” происходит от латинского “oro” — “говорить”. Оратор, в данном смысле, человек, который говорит. Говорить у нас может любой человек, поэтому это слово может относиться к любому говорящему человеку: “Оратор!”. И к Вам тоже.

Значение слова “искусство” подчеркивает, что имеется в виду не обычная речь, а мастерство, “произведение искусства”, продукт творческой деятельности.

  • То есть, ораторское искусство – не обычная речь человека, а нечто другое.

Итого: ораторское искусство – это не простая речь. Как и любое искусство, требует некоторого мастерства. Оратором мы можем назвать любого говорящего человека. Но вот не каждую речь оратора мы назовем ораторским искусством.

Давайте называть вещи своими именами!

Далее. Проведем аналогию ораторского искусства с любым другим видом искусства, например, с искусством живописи.

Зайдите в художественную галлерею. Тысячи картин – и все разные. Реалистические и косо-геометрические, цветные и однотонные, созданные за годы и за нескольно часов… И все это – искусство живописи. И каждый художник – свой стиль, свой взляд, свои правила.

Так и в ораторском искусстве. Каждый оратор может создать свою речь, не похожую на речь других ораторов, но это будет произведением ораторского искусства. Но, согласитесь, не каждая картина – искусство…

Если картина не имеет поклонников, если она не заинтересовала зрителя – ее не повесят на стену. Искусство тогда становится таковым, когда появляется зритель, почитатель, ценитель.

Так и с речью. Если речь не услышали, если слова не задели струны людских сердец – это пустословие.

Но если от слов замер народ, если наступила звенящая тишина, если уши ловят каждое слово, а глаза каждый жест – это говорит оратор, который создает очередной шедевр ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА.

Риторика – это наука об ораторском искусстве. И на эту тему поразмышляем в другой статье.

Страх выступлений. И как его преодолеть.

«Я не трус, но я боюсь…»

Сначала несколько предложений о страхе, как таковом.

Одной из (рассматриваются не все причины) главных причин страха, как такового, является отсутствие информации в подсознании. То есть, информации ровно ноль. Или почти ноль.

  • Пример. Когда заходишь в тёмную комнату, и ничего не видишь, то есть, имеешь ноль зрительной информации, то страшно. Ничего не видно – поэтому и страшно. А если еще и ничего не слышно – еще страшнее. Знаете ли, такая звенящая тишина. Жуть. А если это комната не ваша, или это вовсе и не комната?

Это отсутствие информации заполняется чем угодно … (нехорошим).

  • И воображение начинает дорисовывать ужасные картины из всего того, чего вы боитесь

И подсознание заполняется информацией. Но какой? Если вы боитесь монстров, то в темноте Вам покажутся страшные монстры. Если вы боитесь насилия – сзади вы почувствуете чье-то приближение. Если…

  • Сами догадались, чем это можно продолжить.

Но, как только видимость появляется, уже не страшно. Уже, хоть что-то, видно.

  • Но, только при условии, что это увиденное Вам известно и понятно. А если не известно – то есть опять нет информации – то страх продолжается. Или усиливается.

А теперь – касательно ораторского искусства.

Если вы никогда не выступали перед большой аудиторией, то у Вас об этом выступлении информации почти ноль.

  • Вы не знаете, вернее ваше подсознание не ведает, что делать в такой чрезвычайной ситуации. И от этого находится в сильном напряжении, ожидая ежесекундно какой-нибудь неприятности. «Доброе» воображение выкладывает все наихудшие предположения в черно-грязных тонах.

Хочется спрятаться или убежать. А вот выступать не хочется.

  • Знакомо?

Что делать?

Первое. Не допускайте пессимистичных и негативных мыслей.
А именно. Перестаньте бесплодно переживать! Займитесь делом! Например, репетицией. И если, все же, просачиваются негативные мысли, не нужно их смаковать во всех спектрах вашего воображения.

Второе. Заполните воображение радостными и удачными картинками.

А именно. Представьте, ваше выступление пройдет очень успешно. Что Вам будут аплодировать! Представьте это зрительно, в ярких красках. Представьте зрительный зал, восхищенных людей, слушающих Вас, услышьте их аплодисменты. Представьте себя со стороны, себя, выступающего красиво и уверенно.

  • Только не переусердствуйте! Иначе начнете волноваться в другую сторону.

Далее. Страх выступления. Когда он появляется? Перед выступлением. Еще ничего не произошло, а страх появляется, потому что мы моделируем будущее. Страх – в будущем.

Страх может жить и в прошлом, когда мы вспоминаем все неудачи по поводу наших выступлений.

  • Если, конечно, таковой опыт существует.

Но есть ли страх в настоящем? В настоящем страха фактически нет.

Поэтому, третье. Перестаньте беспокоиться о будущем, которого еще нет, и вспоминать прошлое, которого уже нет. А займитесь делом настоящим. А если Вам и захочется подумать о том, что будет – допускайте только оптимистичные предположения.

  • Мысли об удаче – приносят удачу.

Четвертое. Сделайте каждую деталь выступления знакомой Вам.

Ведь страх – это отсутствие информации в подсознании, отсутствие реального опыта.

Что конкретно сделать? Нужно познакомиться со своей речью, прорепетировать, почувствовать ее.

  • Полезно это записать на видео и посмотреть. Можно несколько раз, пока Вы не привыкнете к своей речи.

Полезно познакомиться с залом, до выступления, зайти в него, постоять, привыкнуть. Репетировать, конечно, лучше в нем, если это возможно.

  • Нужно узнать, кто будет присутствовать. Идеальный вариант, если Вы с этими людьми познакомитесь заранее, поговорите. Но это идеальный. В реальности, как получится, но по максимуму ознакомьтесь с вашими слушателями заранее.

Пятое. Знания. Как утверждал Дейл Карнеги: “Страх рождается от невежества”. Отсутсвие знания “как выступать грамотно” дает пищу для множества переживаний. Приобретите эти знания. Один раз выучите азы риторики – и больше не переживайте, “правильно ли вы выступаете”.

=======

(с) Болсунов Олег, материалы к тренингу по “Ораторскому мастерству”

Ораторами рождаются или становятся?

Да, ораторами рождаются…

Болсунов. ОраторМладенец не стесняясь возвещает о себе криком. Каждый день, он сообщает о своих потребностях окружающим через крик. Позже – это уже первые слова: «Агу-агушечки…». Половина из этих «выступлений» – это влияние на публику (привлечение внимания, общение, одобрение или протест). Взрослея, малыш оказывает воздействие на окружающих уже с помощью речи: «Дай, моё, люблю…». В большинстве случаев, дети умеют быть ораторами среди близких и знакомых людей. Но, когда появляется необходимость общаться с незнакомыми людьми, часто срабатывает инстинкт самосохранения, проявляется осторожность (скованные движения), агрессивность к «чуждой» среде (излишнее напряжение), и так далее. Ребенку проще, под любым предлогом, избежать таких публичных выступлений перед «чужими» людьми. И опыт выступлений не закрепляется. Вот и получается, что дети рождаются ораторами, но этот навык не у всех развивается.

Ораторами становятся!

И этот тезис тоже верен. Чтобы стать оратором нужно приложить немало усилий, учиться самому или у тренера....Он кричит и тучи слышат радость в смелом крике птицы...

Можно ли обучиться самому?

Да, можно. Мы многому обучаемся, наблюдая, как это делают другие. В результате многие сами научились плавать, рисовать, танцевать, ездить на коньках и на лыжах. Но чтобы мастерски овладеть этими навыками, полезно пообщаться с мастерами. Так и с ораторским искусством. Первые шаги можно делать самому.
Что нужно делать, чтобы научиться плавать? – Правильно, нужно зайти в воду и плавать на маленькой глубине без риска для здоровья. Так и с риторикой. Начинать лучше с маленьких выступлений перед доброжелательной аудиторией.

Как научиться выступать?

moi-zhestyДопустим, именно вы захотели научиться риторике.
Что нужно для того, чтобы научиться хорошо говорить? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я задам вам другой вопрос. А что нужно делать, чтобы научиться бегать? А чтобы быстро бегать? А чтобы бегать еще быстрее?
Я не знаю, как вы ответили. У меня рождается такой ответ: «Чтобы научить%

Ораторами рождаются или становятся?

Да, ораторами рождаются.

Младенец не стесняясь возвещает о себе криком. Каждый день, он сообщает о своих потребностях окружающим через крик. Позже – это уже первые слова: «Агу-агушечки…». Половина из этих «выступлений» – это влияние на публику (привлечение внимания, общение, одобрение или протест). Взрослея, малыш оказывает воздействие на окружающих уже с помощью речи: «Дай, моё, люблю…». В большинстве случаев, дети умеют быть ораторами среди близких и знакомых людей. Но, когда появляется необходимость общаться с незнакомыми людьми, часто срабатывает инстинкт самосохранения, проявляется осторожность (скованные движения), агрессивность к «чуждой» среде (излишнее напряжение), и так далее. Ребенку проще, под любым предлогом, избежать таких публичных выступлений перед «чужими» людьми. И опыт выступлений не закрепляется. Вот и получается, что дети рождаются ораторами, но этот навык не у всех развивается.

Ораторами становятся!

И этот тезис тоже верен. Чтобы стать оратором нужно приложить немало усилий, учиться самому или у тренера.

Можно ли обучиться самому?

Да, можно. Мы многому обучаемся, наблюдая, как это делают другие. В результате многие сами научились плавать, рисовать, танцевать, ездить на коньках и на лыжах. Но чтобы мастерски овладеть этими навыками, полезно пообщаться с мастерами. Так и с ораторским искусством. Первые шаги можно делать самому.
Что нужно делать, чтобы научиться плавать? – Правильно, нужно зайти в воду и плавать на маленькой глубине без риска для здоровья. Так и с риторикой. Начинать лучше с маленьких выступлений перед доброжелательной аудиторией.

Как научиться выступать?

Допустим, именно вы захотели научиться риторике.
Что нужно для того, чтобы научиться хорошо говорить? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я задам вам другой вопрос. А что нужно делать, чтобы научиться бегать? А чтобы быстро бегать? А чтобы бегать еще быстрее?
Я не знаю, как вы ответили. У меня рождается такой ответ: «Чтобы научиться бегать – нужно бегать! Чтобы научиться бегать быстрее – нужно бегать быстрее!»
Сначала разберёмся с тем, что у вас уже есть, что вы, наверняка, умеете:

  • говорить (родители научили и в школе закрепили)
  • что-то говорить (иначе бы вы не говорили вовсе)
  • держаться перед людьми (кому-то вы это рассказывали)

Ура! Этого уже достаточно. Можете возразить, что все вышеперечисленное вы делаете плохо. Хорошо! Ключевое слово: «делаете». Мое мнение: «Хуже, чем вы уже говорите, у вас не получится». Это ваше естественное положение, честное по отношению к себе и окружающим. Говорите так, как уже умеете, но главное – говорите. Используйте любую возможность, любых людей – и говорите. Если вы используете умную маску и мудро молчите, создавая вид компетентного человека – то вы себя развиваете, как слушателя. А в плане ораторства топчетесь на месте, успешно обманывая себя, что так лучше.
В вашем окружении, наверняка, есть люди, умеющие и любящие говорить. Как они такими стали? В любой компании людей наступает момент, когда неловкое молчание необходимо нарушить разговором. И этот кто-то, кто начинает говорить, в последствии становится хорошим рассказчиком. И каждый раз, год за годом этот человек, всё больше и больше практикуясь, развивается в умении говорить перед людьми.
Вам это доступно? Да. Используйте любую ситуацию и говорите. С родственниками, друзьями, любимыми и на работе. Чтобы научиться говорить – нужно говорить. И не важничайте. Говорите, как умеете, а не «как по-круче».

Как избавиться от волнения?
Уважаю Евгения Гришковца, который сказал: «Волнующийся артист на сцене это сегодня такая редкость. Волнение всегда говорит о том, что человек не бессовестно относится к тому, что делает.
Избавляться от волнения не нужно. Именно это волнение помогает активизировать мышление и заставляет организм работать артистичнее. Для многих ораторов это своеобразный допинг и источник удовольствия. Приведу изречение Д.Карнеги:
«Вы хотите избавиться от страха перед аудиторией? Давайте посмотрим, чем он вызывается.
Страх порождается невежеством и неуверенностью. Говоря другими словами, страх является следствием недостатка уверенности в себе.
А чем вызывается последний? Он представляет собой следствие вашего незнания того, что вы действительно можете сделать. А это незнание в свою очередь вызывается недостатком опыта. Когда у вас за плечами будет багаж успешного опыта, ваши страхи исчезнут; они растают, подобно туману под лучами июльского солнца. Несомненно одно: чтобы научиться плавать, надо броситься в воду.»

О страхе
Одной из главных причин страха, как такового, является отсутствие информации в подсознании. То есть, информации ровно ноль. Или почти ноль.
• Пример. Когда заходишь в тёмную комнату, и ничего не видишь, то есть имеешь ноль зрительной информации, то страшно. Ничего не видно – поэтому и страшно. А если еще и ничего не слышно – еще страшнее. Знаете ли, такая звенящая тишина. Жуть. А если это комната не ваша, или это вовсе не комната?
Это отсутствие информации заполняется чем угодно нехорошим. Воображение начинает дорисовывать ужасные картины из всего того, чего вы боитесь.
И подсознание заполняется информацией. Но какой? Если вы боитесь монстров, то в темноте Вам покажутся страшные монстры. Если вы боитесь насилия – сзади вы почувствуете чье-то приближение. Если… Сами догадались, чем это можно продолжить.
Но как только появляется изображение, уже не страшно. Уже видно. Но, только при условии, что это увиденное Вам известно и понятно. А если не известно, то есть опять нет информации, то страх продолжается. Или даже усиливается.
А касательно ораторского искусства? Если вы никогда не выступали перед большой аудиторией, то у Вас об этом действии информации почти ноль. Вы не знаете, вернее ваше подсознание не ведает, что делать в такой чрезвычайной ситуации, и от этого находится в сильном напряжении, ожидая ежесекундно какой-нибудь неприятности. «Доброе» воображение выкладывает все наихудшие предположения в черно-грязных тонах. Хочется спрятаться или убежать. А вот выступать не хочется.

Как преодолевать страх?

...Он кричит и тучи слышат радость в смелом крике птицы...
...Он кричит и тучи слышат радость в смелом крике птицы...

Первое. Не допускайте пессимистичных и негативных мыслей.
А именно. Перестаньте бесплодно переживать! Займитесь делом. Например, репетицией. И если, все же, просачиваются негативные мысли, не нужно их смаковать во всех спектрах вашего воображения.
Второе. Заполните воображение радостными и удачными картинками.
А именно. Представьте, ваше выступление пройдет очень успешно. Что Вам будут аплодировать! Представьте это зрительно, в ярких красках. Представьте зрительный зал, восхищенных людей, слушающих Вас, услышьте их аплодисменты. Представьте себя со стороны, себя, выступающего красиво и уверенно.
Далее. Страх выступления. Когда он появляется? Перед выступлением. Еще ничего не произошло, а страх появляется, потому что мы моделируем будущее. Страх – в будущем. Когда мы думаем о том, что может случиться. Перебирая при этом, конечно, самые худшие варианты.
Страх может жить и в прошлом, когда мы вспоминаем все неудачи по поводу наших выступлений. Если, конечно, таковой опыт существует.
Но есть ли страх в настоящем? В настоящем страха фактически нет.
Третье. Перестаньте беспокоиться о будущем, которого еще нет, и вспоминать прошлое, которого уже нет. А займитесь делом настоящим. А если Вам и захочется подумать о том, что будет – допускайте только оптимистичные предположения. Мысли об удаче приносят удачу!
Четвертое. Сделайте каждую деталь выступления знакомой Вам.
Ведь страх – это отсутствие информации в подсознании, отсутствие опыта.
Что конкретно сделать? Нужно познакомиться со своей речью, прорепетировать, почувствовать ее. Полезно это записать на видео и посмотреть. Можно несколько раз, пока Вы не привыкнете к своей речи. Далее. Полезно познакомиться с залом, до выступления, зайти в него, постоять, привыкнуть. Репетировать, конечно, лучше в нем, если это возможно. Нужно узнать, кто будет присутствовать. Идеальный вариант, если Вы с этими людьми познакомитесь заранее, поговорите. Но это идеальный. В реальности, как получится, но по максимуму ознакомьтесь с вашими слушателями заранее. Следующее, пригласите и посадите в зал максимальное количество, какое возможно, известных Вам людей. И пусть эти люди успокаивают ваше испуганное подсознание. Заранее подготовьте вопросы, которые Вам зададут, и заранее придумайте на них ответы. И, если Вы так сделаете, что каждая деталь вашего выступления будет Вам известна – подсознанию не о чем будет переживать! Все будет заранее знакомо. А значит, и волнение будет минимальным.
Все же, такой идеальное выступление возможно не всегда. Есть ситуации, когда нужно выступать экспромтом, толком не представляя своей речи, не зная своей аудитории.
А еще бывает, что страх уже просочился в подсознание, неожиданно нагрянул. Прямо перед выступлением. Внутреннее состояние меняется, мало контролируется, появляется скованность. И полезно знать, что же в таких ситуациях делать, как себя вести.

О пользе ошибок
Рассмотрим одну из причин волнения перед аудиторией: боязнь сделать ошибку.
У многих людей есть страх, психологический страх, совершить ошибку. Касается он не только выступлений, а и любой деятельности, где есть общественное мнение или возможна критика со стороны. Частично, этот страх есть у большинства людей. Это нормально. Но не нормально зависеть от этого страха.
К ошибкам полезно относиться нормально, как к неотъемлемой части любого обучения. Если Вы учитесь – удачи и ошибки чередуются один к одному. Если Вы не ошибаетесь, значит, делаете что-то уже известное, освоенное. Ошибки полезны и крайне необходимы при обучении. Подчеркиваю, при обучении. Вместе с правильным решением, ошибки более полно дают прочувствовать новый навык. А разрешение себе делать ошибки дают свободу действий, поисков и экспериментов. Тот, кто чаще ошибается, быстрее обучается, чем тот, который старается обойтись без ошибок.
Многие люди, выступая публично, болезненно относятся к своим ошибкам, даже к мелким и незначительным. И это отношение к ошибкам мешает им чувствовать себя уверенно при выступлениях.

Где и с кем учиться ораторскому искусству?
Тренер и философия обучения. Лучше всего – прийти на презентационное занятие и посмотреть на тренера. Он должен понравиться лично вам, это должна быть личность и действительно хороший оратор. Различные регалии (ученые степени, сертификаты, достижения) играют второстепенную роль. Сами знаете, сколько доцентов и профессоров, имея большой педагогический стаж и заслуги, не умеют донести знания студентам.
Практика. Ораторское искусство – практический курс. И чем больше будет в нем практики – тем лучший результата обучения. Каждый час тренингового времени участники должны практиковаться. И это обучение должно приносить результаты тут же, на тренинге.
Целевая аудитория. Лучше всего обучаться в открытых группах, куда приходят люди разные, незнакомые друг другу. Хуже, когда есть знакомые люди, друзья, родственники. Еще хуже – группа из сотрудников одной фирмы. Далее участников можно поделить по возрастам, интересам, ценовой категории. Студентам лучше искать студенческие группы, бизнесменам – бизнес-тренинги и т.д. То же по финансам: стоимость обучения пляшет от смешных сумм до пугающих. Соответственно собирается аудитория людей с определенным достатком и жизненным уровнем. Не стоит ходить на дешевые курсы, но и переплачивать не обязательно.