Как научиться хорошо говорить?

Прежде чем ответить на этот вопрос, задам другой: «А что нужно делать, чтобы научиться плавать?»

  • Заметьте, страх воды есть у многих людей, так же, как и страх публичных выступлений.

Есть люди, которые научились плавать.

  • И уже воды боятся меньше, или совсем не боятся. Есть люди, которые так и не научились плавать.

Так как же учатся плавать?

  • Я привожу этот пример специально, потому что обучение риторики похоже на обучение плаванью.

Чтобы научиться плавать – нужны соответствующие условия: вода, небольшая глубина, чтобы не бояться утонуть, и желание. Конечно же, есть любители забросить ученика сразу на глубину: захочет выжить – выплывет. Но такой экстрим может научить выступать плавать, а может еще больше испугать ученика.

  • Это не наш метод!

На небольшой глубине можно отрабатывать отдельно движения руками.

  • Кому небольшая глубина – по пояс, кому – по колено.

Потом движения руками. При поддержке тренера. Важно – просто лечь на воду и почувствовать, что вода держит, пусть немного, но держит сама. И достаточно нескольких гребков руками или ногами, чтобы поддерживать себя в воде.

  • Когда же человек посчитает, что уже поплыл? – Тот момент, когда его уже никто не держит, и нет под ногами дна, он сам себя держит. Этот момент и есть первое ощущение: «Поплыл!». Далее первый навык закрепляют. Сначала заплыв на один метр. Потом десять. Потом…

Чтобы улучшить навык – добавляют новые упражнения. Оттачивают технику.

Так же и с публичными выступлениями.

Сначала нужна «небольшая глубина» – несколько человек аудитории, в дружеской обстановке. Перед этими людьми – первые «заплывы»: короткие выступления. Отдельно отрабатывать зрительный контакт, отдельно паузы, отдельно жесты. Потом все соединяется в одну речь.

  • Лучшим “бассейном” является тренинг.

Сначала речь перед одним человеком, потом перед двумя-тремя. Позже – перед группой в 10 человек. При такой тренировке страх выступлений минимальный. Волнение небольшое, хоть и присутствует.

  • Волнение уменьшается, а уверенность  увеличивается.

Спустя врямя, обычный ученик становится оратором. Его выступления становятся все более уверенными. Отдельные техники (взгляд, паузы, интонации) отрабатываются в парах, попеременно, где каждый выступает и тренером, и учеником.

Спустя время, уже освоив все техники, уверенно держась “на воде мелкого бассейна” – можно выплывать на “большую глубину”. Но и там сначала “не заплывать за буйки”.

Итак, обучение публичным выступлениям – подобно обучению плаванию.

  • Только очень важно подобрать для этого хорошего тренера и доброжелательную тренинговую группу.

Страх выступлений. И как его преодолеть.

«Я не трус, но я боюсь…»

Сначала несколько предложений о страхе, как таковом.

Одной из (рассматриваются не все причины) главных причин страха, как такового, является отсутствие информации в подсознании. То есть, информации ровно ноль. Или почти ноль.

  • Пример. Когда заходишь в тёмную комнату, и ничего не видишь, то есть, имеешь ноль зрительной информации, то страшно. Ничего не видно – поэтому и страшно. А если еще и ничего не слышно – еще страшнее. Знаете ли, такая звенящая тишина. Жуть. А если это комната не ваша, или это вовсе и не комната?

Это отсутствие информации заполняется чем угодно … (нехорошим).

  • И воображение начинает дорисовывать ужасные картины из всего того, чего вы боитесь

И подсознание заполняется информацией. Но какой? Если вы боитесь монстров, то в темноте Вам покажутся страшные монстры. Если вы боитесь насилия – сзади вы почувствуете чье-то приближение. Если…

  • Сами догадались, чем это можно продолжить.

Но, как только видимость появляется, уже не страшно. Уже, хоть что-то, видно.

  • Но, только при условии, что это увиденное Вам известно и понятно. А если не известно – то есть опять нет информации – то страх продолжается. Или усиливается.

А теперь – касательно ораторского искусства.

Если вы никогда не выступали перед большой аудиторией, то у Вас об этом выступлении информации почти ноль.

  • Вы не знаете, вернее ваше подсознание не ведает, что делать в такой чрезвычайной ситуации. И от этого находится в сильном напряжении, ожидая ежесекундно какой-нибудь неприятности. «Доброе» воображение выкладывает все наихудшие предположения в черно-грязных тонах.

Хочется спрятаться или убежать. А вот выступать не хочется.

  • Знакомо?

Что делать?

Первое. Не допускайте пессимистичных и негативных мыслей.
А именно. Перестаньте бесплодно переживать! Займитесь делом! Например, репетицией. И если, все же, просачиваются негативные мысли, не нужно их смаковать во всех спектрах вашего воображения.

Второе. Заполните воображение радостными и удачными картинками.

А именно. Представьте, ваше выступление пройдет очень успешно. Что Вам будут аплодировать! Представьте это зрительно, в ярких красках. Представьте зрительный зал, восхищенных людей, слушающих Вас, услышьте их аплодисменты. Представьте себя со стороны, себя, выступающего красиво и уверенно.

  • Только не переусердствуйте! Иначе начнете волноваться в другую сторону.

Далее. Страх выступления. Когда он появляется? Перед выступлением. Еще ничего не произошло, а страх появляется, потому что мы моделируем будущее. Страх – в будущем.

Страх может жить и в прошлом, когда мы вспоминаем все неудачи по поводу наших выступлений.

  • Если, конечно, таковой опыт существует.

Но есть ли страх в настоящем? В настоящем страха фактически нет.

Поэтому, третье. Перестаньте беспокоиться о будущем, которого еще нет, и вспоминать прошлое, которого уже нет. А займитесь делом настоящим. А если Вам и захочется подумать о том, что будет – допускайте только оптимистичные предположения.

  • Мысли об удаче – приносят удачу.

Четвертое. Сделайте каждую деталь выступления знакомой Вам.

Ведь страх – это отсутствие информации в подсознании, отсутствие реального опыта.

Что конкретно сделать? Нужно познакомиться со своей речью, прорепетировать, почувствовать ее.

  • Полезно это записать на видео и посмотреть. Можно несколько раз, пока Вы не привыкнете к своей речи.

Полезно познакомиться с залом, до выступления, зайти в него, постоять, привыкнуть. Репетировать, конечно, лучше в нем, если это возможно.

  • Нужно узнать, кто будет присутствовать. Идеальный вариант, если Вы с этими людьми познакомитесь заранее, поговорите. Но это идеальный. В реальности, как получится, но по максимуму ознакомьтесь с вашими слушателями заранее.

Пятое. Знания. Как утверждал Дейл Карнеги: “Страх рождается от невежества”. Отсутсвие знания “как выступать грамотно” дает пищу для множества переживаний. Приобретите эти знания. Один раз выучите азы риторики – и больше не переживайте, “правильно ли вы выступаете”.

=======

(с) Болсунов Олег, материалы к тренингу по “Ораторскому мастерству”

Что делать, если страшно выступать?

А ведь действительно страшно! Я это хорошо помню.

  • С детства слышал фразу “От страха трясутся коленки”. И вот, девятый класс, вечер химии в школе. Я вышел (речь помнил назубок). И вдруг: как затрясутся коленки. И такая крупная дрожь! И мне казалось – вся школа это видит…

Объяснение упражненияДа, страшно.  И что же делать? – научиться!

Конечно же, когда человек не умеет плавать – ему страшно оказаться в воде на глубине. Когда не знаешь элементарных приемов рукопашного боя, страшно пройти мимо подвыпивших подростков. Когда не умеешь держать равновесие – даже велосипед покажется страшным.

А когда уже хорошо владеешь лыжами – хочется горку покруче и подлиннее. Когда владеешь движениями занимаешь место в самом центре дискотеки, с самым лучшим партнером…

Так от чего же страшно выступать? От незнания или от неумения?

Тренинг по ораторскому искусству в Киеве

Базовый курс по ораторскому мастерству в Киеве

Набираются желающие обучиться ораторскому мастерству

 

Существенные скидки при предварительной оплате

  • Уровень начальной подготовки – любой.

По окончанию – защита сертификата (как правило, защищаются все участники).

Телефоны:
097 902 85 52 (Юлия)

097 915 02 77 (Олег Игоревич)